Большое значение в
возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет
сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со
временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением
деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными
произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры
являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст
используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше
увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность
исполняемых ролей.
Таким образом, именно
сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает
свое дальнейшее развитие театрализованная игра.
Оба вида игры
развиваются параллельно, но с\р игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а
театрализованная у детей 6-7 лет.
Исследователи отмечают
близость с\р и театрализованной игры. В с\р игре дети отражают впечатления,
полученные из жизни, а в театрализованной игре из готового источника
(литературно-художественного). В с\р игре инициатива детей направлена на
создание сюжета, а в театрализованной на выразительность разыгрываемых ролей.
Деятельность детей в с\р игре является ориентировочной и не может быть
представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может
быть показано зрителю: детям, родителям.
Не секрет, что многие
дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при
ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная
деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи,
недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость
эмоционально-волевой сферы.
Дети, склонные к
тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость.
Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.
И, как показывают
практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности,
совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении
эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.
Для успешного
формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности
необходимо соблюдать ряд условий:
* приобщать детей к
театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении
взрослых.
*Чередование
просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям
осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании
простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий,
ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
* Педагог должен
осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале
воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести
по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и
отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее,
акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность,
искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом
эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
* Огромную роль в
осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации.
При рассматривании
иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального
состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он
плачет?» и т. д. )
При организации игр
можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно
эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например,
на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают
землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в
котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно
разыграть с куклами бибабо.
* Необходимо
предоставлять детям возможность само выражаться в своем творчестве (в
сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
* Учиться творчеству
можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.
Рекомендуемые формы
работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые
сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение
сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление
атрибутов, костюмов.
Социально-психологические
особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в
совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от
времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной
группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же
«тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «отрепетировать»
какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.
В группе для детей 2-4
лет должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В
группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а
так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В
целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной
деятельности должны отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.
Театрализованная
деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и
развивающую функцию. Участвуя в театрализованных играх, дети познают
окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных
растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Воспитательное
значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения
детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки
сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой
игры.
В театрализованных
играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно,
когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Полезно
использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном
интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и
т. д.). Так у детей развивается мелодико - интонационная выразительность,
плавность речи.
В театрализованной
игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их
координация, вырабатывается чувство ритма. А движения повышают активность
рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и
торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст,
перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети
начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия
на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
В процесс
театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем
мире;
Развиваются психические
процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные
операции;
Происходит развитие различных
анализаторов;
Активизируется и
совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение,
навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность
речи.
Совершенствуется моторика,
координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
Развивается эмоционально-волевая
сфера;
Происходит коррекция поведения;
Развивается чувство
коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного
поведения;
Стимулируется развитие
творческой, поисковой активности, самостоятельности;
Участие в театрализованных играх
доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
|