Бажанова
Ирина Геннадьевна, воспитатель структурного подразделения - детского сада
«Березка» ГБОУ СОШ пос.Кинельский
Тема:
Игра как способ преодоления неврозов у детей
Игра существовала всегда. И в древности
дети играли друг с другом — об этом свидетельствуют найденные археологами
игрушки. Потребность в игре свойственна не только людям, но и животным с первых
месяцев жизни. Общим будет наличие спонтанной, непроизвольной игры, побуждаемой
влечением и желанием. Подобная, во многом инстинктивная форма деятельности
присуща раннему возрасту (игры с погремушками, мячом у малышей, игры котят,
щенков и львят). Она свидетельствует об активности в новой жизни и проявляется
на фоне жизнерадостности, а не угнетенности, печали или болезни. Если вначале
игра носит безусловно-рефлекторный характер, то постепенно по мере
возрастающего интереса к окружающему миру она становится потребностью
взаимодействия с ним не только для получения позитивных чувств, но и для
выработки навыков, умений. Обычно этот интерес усиливается на втором году
жизни, когда ребенок начинает ходить и выражать свои желания и мысли словами. К
концу второго — началу третьего года жизни вместе с развитием самосознания
формируется целевое основополагание игры, она становится все более прогнозируемой
и планируемой. Продолжая играть спонтанно под влиянием чувств и желаний,
ребенок начинает сравнивать игры, отбирать для себя наиболее приемлемые и даже
планировать, как и где будет играть. Спонтанное, импульсивное поведение во
время игры уже в какой-то мере уступает место сознательному сдерживанию в
определенные моменты, регулированию темпа игры и ее содержания. Игра, таким
образом, из непроизвольной становится все более произвольной и управляемой.
Этому способствует и становление волевых качеств ребенка на третьем году жизни,
когда он с одинаковым успехом может быть настойчивым в осуществлении своих
желаний, упрямиться при несогласии взрослых и часами играть в игры, от которых
у взрослых быстро начинает болеть голова.
Игра в настоящее время умирает, как и
непосредственность чувств, их открытость и искренность. Особенно это относится
к жителям больших городов — чрезмерно серьезным, озабоченным родителям с
левополушарным (сугубо рациональным) мышлением. При подавлении детской
непосредственности появляются неврозы, поскольку страдает эмоциональная сфера
ребенка, при этом он не только не сможет раскрыть свои интеллектуальные
резервы, но и не будет способным ощутить радость жизни и почувствовать себя
Человеком с большой буквы. Если бы дети играли так, как раньше, а родители
понимали их и были более терпимыми, то, несмотря на все тяготы жизни, не было
бы таких психических отклонений, как неврозы — в виде неврастении,
истерического невроза, невроза страха и навязчивых состояний. Читать полный текст статьи>>>
|